Психологические особенности подростка

6 марта 2013

Подростковый возраст имеет ряд особенностей и сложностей. Подростковый период – самый длительный переходный период в жизни человека, он характерен рядом различных физических изменений, а так же развитием личности. Все это связано с половым созреванием и вхождением ребенка во взрослую жизнь и может длиться с 11 до 17 лет.

Причины подростковых комплексов

Вот некоторые психологические особенности подросткового периода, которые получили название «подростковый комплекс». Он проявляется так:

  • Повышенная чувствительность подростка к оценке их внешности посторонними;
  • Повышенная самоуверенность и резкие суждения по отношению к окружающим;
  • Противоречивость характера – внимательность, которая может сменяться необычайной черствостью, независимость, и желание угодить другим, отрицание общепринятых идеалов и появление кумиров.

И «подростковый комплекс» оказывает влияние на модели поведения подростков, специфические реакции на различные жизненные ситуации и воздействия окружающего мира - очень часто именно в этот период наблюдается девиантное поведение подростка. Основная причина этих психологических трудностей кроется в половом созревании, которое сопровождается резкими перепадами настроения и эмоциональной ранимостью. А при попытке окружающих ущемить самолюбие подростка, возникают очень бурные реакции. У мальчиков и девочек пик эмоциональной нестабильности наблюдается в разном возрасте. Если у мальчиков это явление можно наблюдать с 11 до 13 лет, то у девочек позже – с 13 до 15 лет.

Особенности психики подростка

Психика подростков характеризуется полярностью:

  • Настойчивостью, целеустремленностью и импульсивностью;
  • Неустойчивость сменяется отсутствием желаний и целей, апатией;
  • Повышенная самооценка, резкость в суждениях, резко сменяется неуверенностью и ранимостью;
  • Желание побыть в одиночестве, сменяется потребностью в общении;
  • Застенчивость сочетается с дерзостью;
  • Цинизм и расчетливость перемежаются с романтическими порывами;
  • На фоне жестокости, не присущей детям, возникает мягкость характера.

Из характерных черт данного возрастного периода следует отметить любознательность, прямо таки патологическое стремление к получению информации, однако полное отсутствие систематизации полученных знаний. Свою умственную деятельность подростки направляют в те отрасли, которые им наиболее интересны, но интересы у них меняются очень быстро.

Чувство взрослости у подростков

Говоря, что ребенок взрослеет, мы имеем ввиду, что он становится готовым ко взрослой жизни, что его примет взрослое общество, как равного. А внешне у подростка ничего не изменилось: он все также учится в школе, и живет в той же самой семье, родители по прежнему относятся к нему. Он находится на попечении родителей – его кормят, одевают, наказывают или поощряют за его действия. Совсем не похоже на настоящую взрослость – ни физическую, ни социальную, ни психологическую, хотя очень хочется! И не смотря на то, что пока взрослая жизнь подростку недоступна, он претендует на права взрослого, подражает взрослымm в связи с чем могут возникать проблемы между родителями и детьми. Это проявляется в появлении вредных привычек, своей тусовки и «личной жизни». Психологи считают, что хоть и некрасиво порой выглядит эта примерка масок, и примеры выбираются неподходящие, но эта школа жизни все же полезна. Такое копирование отношений – подбор ролей, которые могут быть применимы в жизни, т.е. подростковая социализация. Обычно эти тренировки проходят именно в семье. И далеко не все примеры отрицательные. Иногда подросток на самом деле начинает вливаться во взрослую жизнь и делать стоящие поступки. Например, углубляться в науку или искусство, заботиться о семье, помогать тем, кому нужна помощь. Хотя такие примеры все же встречаются не часто. Чаще можно увидеть социальную инфантильность у подростков.

Внешний вид

У подростка меняются манеры, внешность и походка. У подросших детей появляются новые выражения и жесты, а внешний вид может стать причиной недоразумений в семье. Например, когда девочка-подросток хочет одевать только модную одежду, а у родителей нет на это средств – для нее это может стать настоящей трагедией.

А происходит это, потому что у подростка формируется собственная позиция, он уже воспринимает себя как взрослого, и требует от окружающих соответственного отношения. Он, конечно, не задумывается, что прав приписал себе больше, чем взял на себя обязательств, и подсознательно старается избегать ответственности. Так же подросток стремится к самостоятельности и готов отстаивать ее, он отвергает любую помощь, а контроль со стороны старших задевает его самооценку.

Основная деятельность в этот период – коммуникативная, подросток общается со сверстниками и черпает от них знания о жизни. Для него в первую очередь важно мнение группы, к которой он сам принадлежит. И именно факт принадлежности повышает его самооценку. На поведение подростка напрямую влияет то положение, в котором он находится в группе, и качества, которые он в ней приобретает. Каждому подростку нужен лучший друг, которому он мог бы доверять абсолютно, именно в друге он будет искать и сходство и понимание. Дружба обычно заводится с подростком того же социального статуса, способностей и пола, хотя (значительно реже), друзья могут контрастировать, как бы дополнять друг друга. Измена не прощается, поэтому друзья меняются часто.

Можно отметить такое явление как социальная мимикрия – поиск группы по интересам, в которой он бы чувствовал эмоциональную безопасность, психологическую защищенность, благодаря тому, что сливается с ней и не выделяется. Т.н. референтная группа – это может быть и класс, и дворовая компания, и друзья из спортивной секции. Эта группа зачастую имеет в глазах подростка даже больший авторитет, чем родители, она влияет на его поведение, мнение группы всегда будет в приоритете.

Самое популярное