Как правильно реагировать на критику?

12 февраля 2013

Критика является одним из самых травмирующих факторов даже для самого самоуверенного человека, ведь она ставит под сомнение его достижения и уничтожает достоинства. Сложно убедить себя в том, что к едким и язвительным замечаниям нужно относиться с пониманием и, не обращая на них внимания, поэтому нужно освоить несколько рекомендаций, которые помогут справиться с потоком критики.

Прежде всего, нужно научиться рационально анализировать любую критику, не приплетая к этому анализу собственные чувства и эмоции. Конечно, научиться этому не просто, точно так же как и не просто вспоминать об этом методе, когда от обиды темнеет в глазах, а адреналин в крови провоцирует на ответные реплики. Но если не научиться контролировать себя, то любой анализ будет бесполезен, поэтому лучше воспринимать критику как дополнительное, хоть и не обязательно верное и объективное мнение.

Даже если вам кажется, что критикующий вас человек намеренно старается ударить вас по самому больному месту, а его содержание его высказываний – сильное преувеличение, то это все равно повод задуматься о том, почему же этот человек вас критикует. Возможно, он все-таки видит некоторые ваши недостатки, которые и выражает, хоть и в несколько преувеличенной форме, поэтому разобраться в критике необходимо.

Критика – это всегда провокация, поэтому не стоит сразу же бросаться в бой и кидать друг в друга обидными выражениями. Если уж сдержаться никак не получается, то перед тем, как что-то сказать, делайте небольшую паузу, которая позволит не только обдумать собственные слова и поступки, но и показать собеседнику, что вы вполне себя контролируете и чувствуете себя гораздо лучше и увереннее, чем он. Ваша бурная реакция на критику и является основной целью критикующего, поэтому не показывайте свои эмоции без особой надобности.

Выставляя что-нибудь на всеобщий суд, лучше предварительно спросить мнения родных и близких, которые тоже могут критиковать, но сделают это в более мягкой форме, что позволит адекватно воспринять всю информацию и при необходимости внести какие-либо изменения. У каждого человека будет собственный взгляд на одни и те же предметы, что и позволит создать более-менее объективную картину.

Если вы понимаете, что критикующий вас человек все же в чем-то прав, то нужно уметь признавать свои недостатки или ошибки. С одной стороны, это поможет научиться бороться с неудачами, а с другой стороны покажет завистливым соперникам, что у вас хватает благородства не опускаться до взаимных оскорблений, а с благодарностью принимать чужое мнение. Скатываясь до бранных слов, вы только раззадорите оскорбившего вас человека, и он не перестанет критиковать вас, но будет это делать по любому поводу, затрагивая даже те темы, которые мало связаны с вами напрямую.

Сталкиваясь с негативной реакцией собеседника, постарайтесь разрядить ситуацию с помощью шутки или остроумного высказывания, но без оттенка сарказма. Можно также попытаться объяснить ему, что вы примете его мнение к сведению и учтете, поблагодарите и переведите разговор в другое русло.

Каждому человеку в той или иной степени свойственна страсть к совершенству, поэтому иногда мы может одну и ту же вещь переделывать десятки раз. Не стоит вносить изменения после каждого критического отзыва, ведь вполне возможно, что то, что не нравится одному человеку, понравится другому, а лично вам будет нравиться вообще что-то третье. На опыте великих писателей мы видим, что некоторые из них несколько раз вынуждены были переписывать свои труды, но от этого же их не считают менее великими.

Никогда не нужно останавливаться на достигнутом, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Критика должна быть поводом к дальнейшему совершенствованию, а не прекращению любой деятельности, поэтому относитесь к ней с изрядной долей юмора.

Самое популярное