Девиантное поведение детей и подростков

5 марта 2013

В последнее время можно часто услышать про такое явление, как девиантное поведение подростков. Что называется девиантным поведением, каковы его причины, и как вести себя взрослому, если его ребенок девиант?

У детей и подростков считается девиантным такое поведение, которое идет наперекор моральным нормам в обществе. Обычно такое поведение – ответ на различные жизненные неприятности.

Причины девиантного поведения

Защитная реакция на жизненные невзгоды. И это не только проблемы в семье или в компании, среди сверстников, это еще и проблема поиска своего места в этой жизни. Когда подросток отказывается подгонять себя под стандарты, принятые в обществе (относительно внешности, одежды, желаний и внутреннего мира).

Девиантное поведение подростков заключает в себе целый ряд поступков: противоправных, антисоциальных, антидисциплинарных и даже аутоагрессивных (в том числе и суицид). Но девиантным принято считать даже такое поведение, когда подросток полностью погружается в одно какое-то занятие – предмет или творчество, с целью убежать от общества. Хотя такое поведение может быть вызвано и психопатией и акцентуацией характера (выраженность черт характера сверх меры).

Такое поведение характерно именно для подросткового возраста: некоторые становятся агрессивными, кто-то замыкается в себе, а кто-то наоборот всячески старается привлечь к себе внимание. Обычно первые признаки девиантного поведения можно наблюдать у детей в возрасте около 12 лет, но бывают и в более раннем возрасте. На самом деле это ответная реакция неокрепшей психики на жестокие реалии нашего мира, на то, что ребенка обижают в школе и так далее.

Психологи выделяют две большие группы:

  • отклонения социально-агрессивного характера: непристойное поведение, оскорбления, ругань, хамство, хулиганство и т.д. Обычно девианты такого типа организуются в группы, и часто под воздействием алкоголя или наркотических средств, совершают различные аморальные поступки. В связи с этим возникают проблемы между родителями и детьми, рушится доверие.
  • отклонения социально-пассивного характера, полностью противоположны первой группе. Подростки из этой группы самостоятельно отказываются от активной роли в социуме, они замкнуты, подавлены, пассивны. Для того, чтобы уйти из этой реальности, они часто принимают наркотические вещества, занимаются токсикоманией. Большую часть времени эти подростки находятся в состоянии депрессии и предрасположены к суициду.

Профилактика девиантного поведения

Например, слабый и щупленький подросток, у которого нет авторитета в школьном коллективе начинает творить сумасшедшие поступки, стараясь доказать всем, что он сильнее. Это не добавляет ему авторитета, напротив, еще сильнее портит отношения с коллективом. Такое поведение встречается и у девушек. К примеру, девушка, которая недовольна своей внешностью, и страдает от недостатка внимания со стороны мальчишек, начинает вести себя как мальчишка. Начинает носить непривлекательную одежду, играть в мальчишеские игры – таким образом, она «забывает» что она девушка. И данное явление касается не только детей из неблагополучных семей. Проблема решается, если подростка убедить в том, что его непохожесть на других – это индивидуальность, и что все люди прекрасны по-своему.

Какие существуют методы профилактики девиантного поведения у подростков, как правильно воспитать ребенка, чтобы он стал гордостью для своих родителей и достойным членом общества? Первое что нужно – попытаться сформировать у ребенка здоровое отношение к окружающему миру, себе, а так же привить желание вести здоровый образ жизни. Нужно установить тесную эмоциональную связь и больше времени уделять общению с подростком в этот сложный для него период, помогать ему с решением проблем, сопереживать.

Девиантное поведение подростков можно корректировать и самостоятельно, но если вы не уверены в собственных силах, обратитесь за советом к психологу. Занятия с психологом могут быть как индивидуальные, так и в группах. У психологов имеется немало способов помощи в таком случае. Профессионалы своего дела применяют методы стимуляции положительного поведения, пытаются разрушить отрицательный тип характера, работают над пересмотром мотиваций и самосознанием подростка.

А вот пример удачного решения проблемы у девочки-подростка, которая из-за плохих отношений со сверстниками перестала участвовать в жизни класса. Она отличалась от своих одноклассников тем, что была более высокой и крупной, и еще в шестом классе над ней посмеивались одноклассники. Поэтому она не пыталась наладить с ними контакт, а наоборот, искала друзей среди тех, кто старше ее. Со временем ее новые друзья, которые были интереснее сверстников, просто заменили ей ее класс. Но однажды молодому педагогу просто удалось увлечь девушку общими занятиями в классе, ее привлекли к рисованию стенгазет. И тогда, авторитет девушки в классе был восстановлен, так как одноклассники оценили ее талант. А она смогла найти со своими сверстниками интересные темы для общения.

Так что не отчаивайтесь, из любой ситуации можно найти выход!

Самое популярное